Порядок укладки тротуарной плитки
Подготовка основания
Начинается работа с уплотнения земляного полотна до устойчивого состояния, с которого предварительно удаляется весь плодородный слой до глины. При наличии асфальтового покрытия, его необходимо снять до гравийной подсыпки.
При этом особое внимание уделяется организации дренирования земляного полотна. В случае, если грунтовое основание влажное с низкой несущей способностью необходимо использовать геосинтетические материалы.
Подготовка постели под мощеное покрытие
Поперечный уклон постели должен соответствовать поперечному уклону наружного покрытия. На площадку, с которой удален весь плодородный слой, насыпается щебень крупностью 20 мм до необходимого уровня и трамбуется
виброплощадкой.
Далее укладывается геотекстиль и формируется подстилающий слой. Толщина подстилающего слоя составляет 3-6 см. Нельзя превышать верхнюю границу, иначе под действием эксплуатационной нагрузки может деформироваться наружное покрытие.
В качестве материала подстилающего слоя наиболее подходит песок фракций 0-2 или 0-4 мм. мелкий щебень крупностью 1-3 или 2-5 мм, а также смесь дробленого песка со щебнем крупностью 0-5 мм. Размер крупных частиц не должен превышать 8 мм.
На участках с повышенными транспортными нагрузками или высокой проходимостью в качестве связующего для подстилающего слоя добавляется цемент
На участках под крышами или навесами материал подстилающего слоя обычно остается сухим и рыхлым. В этом случае брусчатку укладывают в сухой раствор и соответствующую щебеночную смесь, а после укладки все промежутки между камнями заполняют мелкозернистым песком.
Укладка
Все плитки или камни укладываются точно по высоте, углу наклона и с учетом направления трассы (по шнуру), оставляя достаточные зазоры для швов под расшивку.
Расположение и размеры швов вдоль кромок бордюрных камней и прочих ограждающих элементов и сооружений планируются в соответствии с модульной сеткой. При этом принимаются в расчет отклонения размеров ± 5 мм, обусловленные технологией изготовления элементов мощения. Это позволит при необходимости заменять камни или плитки в покрытии.
Для обеспечения прямолинейности швов примерно через каждые 3м в продольном направлении натягивают шнуры. При разметке больших участков натягиваются шнуры в двух направлениях и через каждые 1-3 м контролируется соблюдение прямых углов.
В качестве обрамления мощеных участков используются закладываемые в бетонную постель бордюрные или окантовочные камни, которые достаточно надежно воспринимают нагрузку на края покрытия. Эти ограждения устанавливают перед укладкой наружной части мостовой, чтобы предотвратить поперечные смещения и осадку камней.
Примыкающие к строениям мощеные участки укладывают так, чтобы поверхностные воды стекали не к зданию, а от него. В противном случае необходимо предусмотреть сточные желоба и дождеприемные решетки у самой постройки.
В соответствии с требованиями стандарта DIN 18318 неровности наружной поверхности в пределах 4-х метрового контрольного отрезка мостовой из бетонных камней и бетонных плит не должны превышать 10 мм.
После проведения ручной укладки уплотнение подстилающего слоя и выравнивание поверхности мощения производится с помощью виброплощадки. Одновременно производится расшивка швов кладки просеянным песком с последующим прометанием. Эта операция выполняется дважды.
После завершения работ поверхность мощения тщательно промывается водой, просушивается в течение 4-5 часов и покрывается полимерной пропиткой с обильным промачиванием швов.
Особенности укладки брусчатки на бетонное основание
При укладке брусчатки на бетонное основание учитывается отсутствие дренажа в самом бетонном основании. Всем известно, что основным врагом тротуарной плитки остаётся вода, наполняющая поры и трещины, а после расширяющаяся при замерзании. Именно она, а не большие нагрузки или сами по себе перепады температур, быстрее всего разрушает тротуарную плитку.
При мощении традиционным способом, на утрамбованный песок и землю, отток воды организуется достаточно естественно – проще говоря, вода, просачиваясь через ничем не заполненные зазоры между отдельными элементами тротуарной плитки, попросту уходит в почву. Очевидно, что в случае с укладкой на бетон этого не происходит. В случае, если бетонные плиты или плитка на них уложены неправильно, вода будет копиться под тротуарным покрытием и в стыках между плитами и, замерзая, просто выворачивать его из земли и безжалостно ломать.
Толщина подстилающего слоя при данной укладке составляет 2-5 см. В качестве материала подстилающего слоя наиболее подходит мелкий песок крупностью 1-3 мм с цементом. Соотношение песка к цементу 3:1. Лучше всего использовать готовую пескоцементную смесь. Укладка ведётся "на сухую". Всё тщательно тромбуется виброплощадкой а после прометания аккуратно проливается водой путём разбрызгивания.
Для завершения работы вам нужно смешать сухой цемент и сухой песок в соотношении 1:3. Этой смесью посыпьте промежутки между плитками и тщательно подметите излишки. Аккуратно пролете водой. Через двое суток эту операцию нужно повторить. Это наобходимо, чтобы перекрыть доступ воды под плитку.
Укладка брусчатки на бетонное основание может производиться только в сухую погоду, небольшими участками и до полного завершения технологической цепочки мощения на отдельно взятом участке.
Уклоны мощения на бетонном основании должны быть таковыми, чтобы поверхностные воды беспрепятственно стекали с поверхности мостовой
После завершения работ поверхность мощения тщательно промывается водой, просушивается в течение 4-5 часов и покрывается полимерной пропиткой с обильным промачиванием швов.
При укладки брусчатки на раствор бетонное основание необходимо предварительно покрыть грунтом адгезионным БЕТОКОНТАКТ марки BROOKWEST AD 92. Это позволит обеспечить сцепление раствора с бетонной поверхностью.
Ремонтопригодность
При необходимости проведения ремонтных работ (например прокладка подземных коммуникаций и т.д.) тротуарную плитку можно легко разобрать, провести необходимые работы и её же уложить снова, используя приведенные выше рекомендации.